ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. МАКАРЕНКО В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №8 г. Саяногорска
возможностями здоровья, специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №8 г. Саяногорска
В конце 1980-х годов много говорилось о принципиальном различии между обучением и воспитанием; а закон РФ «Об образовании» 1992 г. по существу полностью устранил воспитание из системы народного образования: лозунгами дня стали: «Школа не воспитывает!», «Законы государства в области воспитания заканчиваются перед оградой средней школы». Что касается производительного труда – необходимого элемента жизнедеятельности школы, - то он и вовсе был исключен из нее.
Но в 1999 году «Российская газета» опубликовала интервью с министром образования В.М. Филипповым под общим названием «Не хочу быть министром обучения». Он сказал: «Я хочу быть не министром обучения, а министром образования, а это предполагает, что школа должна еще и воспитывать. Антигражданин, который хорошо обучен, но плохо воспитан, для общества опаснее специалиста со средней подготовкой…»
Чуть позже в Министерстве образования было создано подразделение, ведающее воспитанием, стали появляться программы развития воспитания в системе образования России. Эти меры внесли некоторое оживление в область школьного воспитания, но существенных изменений к лучшему не произошло. И тогда, и сейчас актуальным остается тезис, содержащийся в Программе развития воспитания на 1999–2001 гг.: «Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности».
Причиной тому - запущенность теории и практики воспитания, катастрофическая недооценка его специфики, подмена «воспитывающим обучением», процессом «развития личности» и «дополнительным образованием» (внеклассной и внешкольной работой, по советской терминологии).
Потому с начала 90-х и стали активизироваться и вызывать огромный интерес почти ежегодные макаренковедческие конференции с международным участием, где отмечалась опасность распространения индивидуализма и меркантильности в образовании, попыток «изъять» воспитание из педагогической теории и практики, грубо исказить советский период их развития, отменить творческий вклад А.С. Макаренко в отечественную и мировую педагогику
Педагоги особо отмечают гуманистическую направленность педагогической системы А.С. Макаренко, говорят о том, что она создает базу для полноценного развития личности, готовит детей к реальной жизни со всеми ее трудностями и проблемами, во многом помогает детям чувствовать себя хозяевами и творцами своей жизни
Макаренко ставит в центр воспитания ценностное отношение к труду, что особенно актуально сегодня, когда сознание значимости труда у молодежи явно снижено. Его педагогическую концепцию можно охарактеризовать как оптимистическую (с приоритетом категории будущего), социально-личностную (первенство общности) и как концепцию целостного развития личности (основанного на волевой активности).
Сегодня, говоря о кризисе воспитания, педагоги все чаще отмечают, что существуют не только социальные, но и «педагогические» причины этого кризиса: конфликты с учителями, «полное безделье» детей, «развлекуха» как образ жизни и др. Отмечается снижение индекса образованности, интеллектуального потенциала страны; при чем школа, по мнению некоторых педагогов, способствует углублению социальной дифференциации.
И здесь, убеждены наши коллеги, самое время воспользоваться опытом Макаренко: детдома, интернаты, специальные школы выпускают молодых людей, совершенно не приспособленных к жизни. А потому сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости ввести в практику этих учреждений макаренковскую систему с ее принципами трудового воспитания и коллективной ответственности.
В авторских материалах А.С.Макаренко отмечается: на основе коллективной трудовой организации «удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации»[1]; в основу воспитания здесь положена не «логика труда», а «логика хозяйства», которое «должно отличаться развитием, мощностью, прибыльностью, веселым тоном». .[1] Душа общинно-коллективистской педагогики Макаренко - социальный оптимизм, устремленность в будущее, идея «возвышения человека» в процессе созидания и творчества.
Другой важнейший принцип - забвение «тяжелого прошлого воспитанников» - как проявление чувства такта и деликатности в отношении к детям с трудной судьбой. «...С самого начала педагогический коллектив отказался рассматривать цель своей работы как специфическую, отнесся к воспитанникам как к обыкновенным детям…».[1] Это становится одним из главных принципов работы и в коррекционной школе
Прочитав «Педагогическую поэму», я задумалась: а как педагогическая концепция А.С. Макаренко может быть в действительности применима в условиях специальной (коррекционной) школы на начальном этапе обучения? Как бы там ни было, а контингент здесь сложный, порою отличается неадекватным и даже девиантным поведением. У ребят достаточно узкий круг увлечений, их непросто чем-либо заинтересовать.
Как и следовало ожидать, макаренковские принципы прекрасно вписываются в контекст жизнедеятельности коррекционной школы: идею коллективного (разумеется, посильного) труда дети восприняли хорошо. Педагоги же не устают генерировать все новые идеи: возрождение тимуровского движения, организация детей для ремонта книг в городской и школьной библиотеках раз в две недели, обеспечение литературой детей-инвалидов, которые учатся дома. Разумеется, мы стараемся привлечь к полезным делам как можно больше ребят: наша работа идет под названием «В нас, как в радуге, семь различных «Я», мы руководствуемся девизом «Все вместе – и душа на месте».
Так, совместно с педагогами дети нашей коррекционной школы проводили месячники «доброй зимы»: мастерили кормушки, лучшие из которых были представлены на выставке; собирали семена, создавали книжки-«малышки» о птицах.
Успехом у ребят пользуется и акция «Подарим улыбку миру», которая призвана научить детей делать добро для других: наши подопечные оформляли небольшие клумбы возле домов, развешивали в подъездах юмористические телеграммки от Чебурашки с призывами к чистоте, сооружали букетики из сухих цветов и украшали ими подоконники и лестничные клетки.
Дети на деле проявили себя во многих добрых начинаниях: они высаживали деревья и цветущие кустарники, очищали часть берега Енисея от мусора, помогали и играли со сверстниками-инвалидами, которые не могут выйти на улицу, вместе с родителями оказывали посильную помощь одиноким старикам.
Сходные функции выполняет и акция «Окно радости», цель которой – также нести радость людям, по возможности очищая их души от тревоги и озлобленности. Людей трогало, когда ребятишки украшали свои подъезды яркими рисунками и поздравлениями с праздниками, приносили в каждую квартиру (или даже просто своим знакомым) зимние букеты, вешали на дверные ручки красивые поделки.
С детьми-инвалидами, которые занимаются дома, мы проводили Неделю именной книги: был объявлен своего рода конкурс, кто больше «соберет» имен людей, кличек собак, названий рек и озер Хакасии. Разумеется, такие Недели можно продолжать как угодно долго.
Сейчас мы выращиваем цветы из черенков и отростков, а в будущем планируем реализовывать плоды своего труда через цветочные магазины. Вырученные средства пойдут на содержание приюта для бездомных кошек и собак.
Благодаря этим, на первый взгляд, простым акциям, решается множество важнейших задач: у ребят расширяется круг общения, дети быстрее социализируются, у них обогащается речь, развивается познавательный интерес и бережное отношение к окружающему миру, часто присутствующий элемент соревнования воспитывает в них активность, волю к самосовершенствованию. Дети учатся приносить пользу, воспитывают в себе милосердие, доброжелательность. Важно, что они трудятся не только физически, но и эмоционально.
Все это становится базой для дальнейшего развития детей, определения их будущего места в социуме. Подобный подход к воспитанию по существу воспроизводит концепцию опосредованного «включения в жизнь» (термин А.С. Макаренко) - с помощью «связующего звена» – воспитательного коллектива педагогического учреждения.
С другой стороны, наш подход перекликается с педагогической концепцией Шалвы Амонашвили, ведущее положение которой – развитие и воспитание в ребенке жизни с помощью самой жизни, предоставление ему возможности чувствовать себя взрослым – и полезным.
Литература
1.Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998.
2.Краевский В.В. Воспитывающее обучение. – М., 1989.
3.Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: Правда, 1979.
4. Учительская газета. – 2004. - №5.
5.Филиппов В.М. Не хочу быть министром обучения// Российская газета. – 1999. - №1. - с.3.
6.. Школьные технологии. – 1997. - №6.
7. Школьные технологии. – 2000. - №9.

Комментариев нет:
Отправить комментарий