вторник, 29 сентября 2009 г.

Нестандартные приемы обучения детей на уроках русского языка.

Игра – эффективное средство обучения и воспитания детей с различными трудностями в обучении.
  Проблеме формирования игровой деятельности в детской психологии отводится значительное место. Как показали в своих трудах Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, игра является ведущей деятельностью, в процессе которой формируются основные психические процессы ребенка.
  Дети имеющие трудности в обучении отстают от своих нормально развивающихся сверстников, в общем, и речевом развитии, поэтому потребность в игре появляется у них гораздо позже. Эти дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой игровой деятельности.
  Этой цели служат дидактические игры, пословицы и поговорки, загадки, ребусы, шарады, считалки, скороговорки.
  Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети с нарушением интеллекта преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра — это еще и школа социальных отношений. Именно в условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни. Здесь   ребенок может взять на себя роль «хорошего» ученика или роль «шалуна». При этом он смотрит на себя со стороны — как на исполнителя роли и человека, который знает, как следует вести себя на самом деле.
  «Сделать серьезное занятие змнимательным для ребенка – вот задача первоначального обучения» - писал К.Д.Ушинский.
  А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
  А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.
  Дадим краткую характеристику каждого вида.
  Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
  Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  Игры – предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
  Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей.     Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
  Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 
1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итгов).
  Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется знания, умения, навыки.
  Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
  Игровые действия  - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила  являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета, что не мало важно при обучении детей имеющих отклонение в развитии.
  Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
  При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
  В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное – и это необходимо еще раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.
  Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Основные функции дидактических игр:
1)    функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2)    функция формирования психических новообразований;
3)    функция формирования собственно учебной деятельности;
4)    функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
5)    функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
6)    функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
  Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
Организовать  и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.
Основные условия проведения дидактической игры:
1.    наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
2.    Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3.    Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
4.    Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
5.    Средства и способы, повышение эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6.    Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
7.    Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
  Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.
  Далее необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
  Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.
  И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели.
  Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления нового материала используют игры на воспроизведение свойств действий и правил. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.
  Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания

Методические рекомендации по использованию дидактических игр, как средство активизации познавательных интересов  учащихся  коррекционных классов (V – VII вида)  на уроках русского языка.
  Основные задачи обучения русскому языку в  коррекционной  школе – прививать учащимся навыки грамотного письма, вооружить их умением последовательно и правильно излагать свои мысли.
  Однако успешное решение этих задач существенно осложняются ввиду ряда психофизических причин, неполноценности психического развития данной категории детей. Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность,   ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов.
  Умелое использование дидактических игр на уроках поможет учителю преодолеть трудности в обучении русскому языку   детей с трудностями в обучении, возбудить интерес к учащихся к предмету.
  Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки.
  Дидактические игры позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования.  Как показывает практика, игровые задания дети выполняют с большим интересом при максимальной активности и позволяют сделать работу более эффективной по усвоению материала по русскому языку.
  Дидактические игры могут применяться на уроках различного характера, но лучше их использовать на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей. А также дидактические игры возможно использовать в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.
  Задача учителя четко и понятно рассказать об условиях игры, о прядке её проведения. Задание должно быть также разъяснено на примере ( дается образец выполнения задания). Учитель должен быть внимательным, уметь наблюдать и видеть каждого учащегося, не допуская конфликтных ситуаций.
  Если для игры необходимо разделить класс на команды, то необходимо обратить внимание на то, чтобы в каждой команде были учащиеся разного уровня (команды должны быть равные по силе).
  Положительный результат возможен лишь при систематическом использовании комплексов игр.
   Игры одновременно решают различные задачи, близкие по цели:
игры на внимание, игры на развитие ручной моторики, игры на развитие мышления и речи, игры по сенсорному воспитанию, игры на развитие практических жизненных навыков, игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции, игры, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоции и чувства детей. Целенаправленные игры — это психолого-педагогическое средство коррекции и воспитания детей. В них много дидактизма, но дети принимают их и играют с педагогами, воспитателями на уроке, во неурочное время.
  Любая игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих. Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, се правила и операции.
  Конец любой игры должен быть результативным. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.
  К формам поощрения за успехи в играх можно отнести следующие:
объявление благодарности, выставление оценок, определение баллов, очков мест, вручение знаков отличий и т.д.
  По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно.
  В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
  Методические указания к проведению дидактических игр.  
1. Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
2. Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
З. Подбор учебного материала должен соответствовать программе.
4. Легкие и трудные игры должны чередоваться.
5. Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
б. Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
7. После игры обязательно должны быть подведены итоги.
  В методике проведения дидактических игр выделяются следующие компоненты:
а) цель игры;
б) объем знаний, необходимых для проведения игры, умения и
навыки, которые будут формироваться в процессе ее проведения;
в) количество играющих;
г) наличие подготовительной работы или ее отсутствие;
д) правила ведения игры;
е) возможные варианты игры;
ж) оценивание проведенной игры (наличие интереса к игре, моменты ослабления внимания детей, фиксация реакций отдельных
учеников и класса в целом).
  Источником активизации учебной деятельности  школьников являются также пословицы, поговорки и скороговорки. Они способствуют обогащению словарного запаса учащихся, развитию устной и письменной речи. Это открывает широкие возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создает благоприятные условия для коррекции присущих детям отклонений, дети с трудностями в обучении, несмотря на речевые дефекты, общаются друг с другом преимущественно с помощью устной речи, хотя нередко прибегают к выразительным жестам и движениям.
  Для развития таких психических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и установление причинно-следственных связей у с трудностями в обучении младшего возраста рекомендуется использовать загадки, ребусы и шарады. Совершенствование и активизация мыслительных операций будут достигнуты  в ходе подготовительных упражнений, систематической тренировки в перенесении игровой ситуации в сознание   ребенка.
  Сформированность игровой деятельности в младшем школьном возрасте позволяет вести целенаправленную, планомерную систематическую работу по развитию кратковременной и долговременной памяти у учащихся речевых классов и ЗПР . Для организации такой работы необходимы считалки, физминутки и различные правила в стихотворной форме. Такие приемы развития памяти позволяют организовать работу не только во внеурочное время, но и в ходе учебного процесса.
  Использование перечисленных приемов позволяет повысить продуктивность работы, воздействуя на совершенствование механизмов смыслового запоминания, дает возможность точнее и в большем объеме воспроизводить материал. Особенно важно при работе над развитием памяти учитывать активный характер запоминания, который проявляется у   детей, если сама деятельность, выполняемая ими, предполагает понятный им и даже в какой-то мере творческий процесс.
  Педагогу вспомогательной школы важно учитывать, что прочность запоминания материала ребенком зависит от количества повторений. Знание объема памяти учеников очень важно для организации процесса заучивания, а также для определения величины материала, который может воспринять ребенок  младшего школьного возраста.
Дидактические игры с грамматическими заданиями:
Тема: «Алфавит».    
Игра: «Поможем зверям».
Цель: закрепление знания алфавита, обогащение словаря детей.
Оборудование: картинки с изображением животных, с подписями.
Описание: перед игрой каждому ученику выдается карточка с изображением одного животного.
Педагог рассказывает детям: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Давайте им поможем».
  Дети по очереди выходят к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, то он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующем уроке, рассказав алфавит.
  Звериный алфавит.
Антилопа (аист), бегемот (баран, бык), волк (ворона), гиена (гусь), дикобраз, енот, ёж, жаба (жук, жираф), заяц (змея), индюк, кабан (кошка, кит, курица), лиса(лось), медведь (муравей), носорог, осел (олень), пантера (петух), рысь (рак), собака (сом), тигр, улитка (утка), филин, хорь (хомяк), цапля (цыпленок), черепаха, шакал, щука, эму, ю, ястреб.
Игра: «Разложи слова по алфавиту».
Цель: закрепление знания алфавита.
Описание: каждому играющему выдается набор из 29 карточек, на которых написано по одному слову на каждую букву алфавита (кроме Й,Ъ,Ь,Ы). Выигрывает тот, кто первый разложит слова по алфавиту.
 Например:  аптека, билет, вторник, горох, дорога, ельник, ёжик, жизнь, заяц, искра, картина, лопата, мебель, ножик, огород, поезд, рисунок, столица, теленок, ученик, фонарь. Холод, цыпленок, чернильница, шубка, щука, эксковатор, юноша, ягода.
Игра: «Кто за кем?».
Описание: выбирается 2 команды (2 девочки, 2 мальчика). Девочки должны расставить по алфавиту карточки с именами мальчиков, а мальчики – карточки с именами девочек: ДИМА, КОЛЯ, АЛЁША, ИЛЮША, ВИТЯ, ГРИША, БОРЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, ЛЁНЯ, СЕНЯ, МИША, РОМА, ТИМА; ГАЛЯ, АНЯ, ЖАННА, ИРА, ДАША, ЗИНА, ВЕРА, ННИНА, МАША, КЛАВА, СВЕТА,ОЛЯ, ЛИДА, ПОЛЯ.
Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием
Игра: «Расколдуй слово».
Цель: закрепление знания алфавита.

Описание: на доске записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв:
ХОУПЛ   СМТОЫ       УГЬШЛ      НЫБТИ      СВЬОА
Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке. Играющий первым «расколдовавший» слово получает жетон, выигрывает тот кто наберет больше жетонов.
Тема: Правописание звонких и глухих согласных.
Игра: «Скалолазы»
.
Цель: закрепление правописания звонких и глухих согласных в конце слова.
Описание: класс делится на две команды. Команды соревнуются в том, кто быстрее доберется до вершины, вставив пропущенные буквы:


ФЛА…
СНЕ…                       СУГРО…
КРАСИ…                                      БЕРЕ…
ДУ…                                                        МОРО…
ЛЁ…                                                                        ЛЕ…



Литература.
1. Баев П.М. играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ. – м.: Рус. Яз., 1989 г. – 86 с.
2. Аксенова А.К. Якубовская Э.В.  Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: кн. Для учителя – 2-е издание дополн.. М.:  просвещение. 1991 г. – 176с.
3. Карпова Е.В. дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов.Ярославль «Академия развития» - 1997 г. – 240с.
4. Минскин Е.М. От игры – к знаниям. М., 1992 г.
5. Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий